Обманули юристы?

Обманули юристы?

Как может обмануть юрист?

В основном вы можете столкнуться с двумя видами обмана: 1) продажа услуги, которая вам не нужна; 2) представительство в заведомо проигрышном деле. 

В первом случае потери меньше: вы просто заплатите за воздух. Например, есть такая популярная услуга, которую используют нечестные юристы - "правовое заключение". В правовом заключении вам на десять страниц распишут вашу проблему со ссылками на статьи и т.д. Иногда это действительно может быть полезно, но в целом такая услуга больше подходит для юридических лиц. Например, для аналитики или отчетов. Но для граждан важно решить проблему, а не получить подробный отчет о проблеме с кучей ссылок на статьи. Тем более за 10 000 - 15 000 рублей. 

Во втором случае вам могут предложить услуги представительства в деле, которое объективно нельзя выиграть. При этом, обещая вам победу. Это ключевое отличие, поскольку бывают случаи, когда человек понимая сложность выигрыша, все равно хочет дойти до конца. Обман будет именно в том случае, когда вас заверяют в успехе, при этом понимая слабые шансы.

Как работают классические схемы обмана юридических фирм?

Метод строится по принципу классической воронки продаж: привлечь внимание потенциального клиента, вызвать интерес к услуге, пробудить желание воспользоваться услугой и подтолкнуть к приобретению услуги. Сама по себе эта схема не является обманом - это просто маркетинговый приём, который используется во многих других сферах бизнеса. Но есть некоторые нюансы, которые превращают обычную маркетинговую схему в схему обмана: Вас завлекают на покупку услуг с помощью «бесплатной» юридической консультации. Подробнее об этом вы можете прочитать в этой статье. В двух словах: по сути вы получаете не консультацию, а вам просто продают платные юридические услуги. Согласитесь, это не совсем честный приём. Во время первой встречи под видом юриста с вами общается менеджер по продажам. Первая консультация - это самое важное для дальнейшей работы юриста. Очень важно правильно определить проблему, ее истоки и пути решения. Это должен делать человек с определенными знаниями, опытом и проницательностью. Консультация сочетает в себе знание законов, понимание их работы, знание работы судебной системы, опыт в решении разных проблем, понимание психологии человека, умение выяснить истинную цель обращения, навыки выстраивания стратегии и тактики решения юридической проблемы. Представьте, что вместо этого вы встречаетесь с менеджером, который знает только описание услуг из прайса компании и в лучшем случае может немного рассказать об услугах.

Цель консультации - продать вам услуги, а не решить вашу проблему

Это тонкий момент, который кардинально меняет подход к делу. В том смысле, что сами по себе услуги могут оказываться честно. Но вот нужны ли они вам? В моей практике были случаи (и нередко), когда ситуация вполне позволяла совершить какие-то юридические действия - написать жалобу, подготовить исковое заявление, инициировать судебный процесс и др. Но часто бывает так, что это не нужно. Например, человек обращается с тем, что у него проблемы на работе: работодатель не соглашается выплатить изначально оговорённую оплату. На первый взгляд, в этом случае можно предложить человеку подготовить жалобу в трудовую инспекцию и исковое заявление в суд. С точки зрения нечестной юридической конторы тут можно продать сразу несколько услуг, в том числе, ведение дела в суде, а это недёшево. Вот только пообщавшись с человеком, выясняется, что изначально эта работа ему не нравилась, он халатно отнёсся к оформлению трудовых отношений, и вообще больше всего хочет просто уволиться. Кстати в том случае мы с клиентом реализовали элегантный способ решения проблемы, когда и уволиться было не обидно и справедливость была восстановлена.  Навязывание ненужных услуг - об этом я написал в начале. Неопытному человеку сложно разобраться - что ему поможет, а что нет, для этого он и пришёл к специалистам. Хороший юрист всегда старается решить проблему минимальным количеством действий. Но поскольку цель нечестной фирмы - получение прибыли, то вам будет предложен целый пакет услуг. Кстати, необязательно, что все они будут лишние, или что ваша проблема в итоге не решится. Другое дело, что это можно было бы сделать проще, быстрее и дешевле.

Принцип конвейера

Большинство юридических фирм, которые оказывают услуги физическим лицам, используют принцип конвейера. Первое общение с менеджером, потом подключается юрист-переговорщик, документы готовит другой юрист, а в суд идёт третий. В итоге вашим делом занимаются несколько человек. Это хорошо для собственника бизнеса, но плохо для вас - в итоге за ваше дело персонально никто не отвечает, каждый следит только за определенным участком процесса. Кстати это плохо и для самих юристов - поскольку это интеллектуальная творческая работа, а не однотипные механические действия. Отсюда - выгорание и халатное отношение к работе. Что, опять же, может плохо повлиять на ваше дело.  Затягивание процесса. Если вы не знаете как строится судебный процесс - то вы не поймёте когда что-то идёт не так. А знание процесса это не только знание процессуального кодекса, но и обязательно опыт судебного представительства. Предположим, вы платите юристу за каждое судебное заседание. Нечестный юрист может сделать так, что этих судебных заседаний станет больше. Причём это в том числе может негативно повлиять на исход дела, поскольку судьи не любят затягивания процесса. 

Заведомо проигрышное дело

Это, пожалуй, самый неприятный обман. Юрист не всегда может точно определить - какой будет результат у судебного процесса. Но в большинстве случаев шансы примерно понятны. Ну и самое главное - юрист должен вам эти шансы изначально рассказать, сославшись на судебную практику по таким делам.

Как определить обман?

Остерегайтесь «бесплатных» юридических консультаций. Остерегайтесь юристов, которые гарантируют вам результат. Поскольку выигрыш в определенном деле зависит не только от усилий юриста, но и от многих других факторов, гарантировать результат не только неэтично, но и незаконно. Юрист может дать только примерный расклад шансов на исход. Обращайте внимание насколько понятно вам всё объясняют. Если юрист сыплет терминами и по итогам консультации вы не понимаете за что заплатили - возможно вас пытаются ввести в заблуждение. Запомните, хороший юрист всегда сможет обьяснить вам простым языком что и как надо делать. Объясняют ли вам последовательность действий? Вы должны четко представлять план действий и какие конкретно действия на каком этапе совершаются. Если вам говорят, что «юрист там сам все сделает», «от вас ничего не нужно» - это может быть признаком обмана. Успех решения юридической проблемы зависит от слаженной работы и юриста и самого клиента. Обращайте внимание на отзывы, доступность информации на сайте, и на первый контакт с юристом. Всегда лучше, чтобы вашим делом занимался один человек (не считая привлечения помощников или экспертов в определённой области). Но вы должны понимать - кто занимается вашим делом, кто несёт за него ответственность, какой у человека подход. Юрист должен быть не просто машиной для достижения результата, это во многом еще и психолог и стратег. Не забывайте, что важна совместная работа, поэтому вам с первой встречи должно быть комфортно общаться с человеком, и должны быть понятны его слова и действия.

You have no rights to post comments