Где искать?
В идеале - если у вас есть знакомый юрист. Юрист, как и врач, это профессия, которая требует особого доверия к специалисту. Поэтому если у вас есть знакомый юрист, которому вы доверяете, это наилучший вариант. Но не всем так повезло, поэтому второй вариант - сарафанное радио. Рекомендации родственников и знакомых это тоже хороший маркер для поиска. Если же знакомых юристов и рекомендаций у вас нет, то придётся искать юриста в интернете. Сформулируйте поисковый запрос и вперёд - в Яндекс и Google.
Как искать?
Ваш поисковый запрос должен максимально точно отражать вашу потребность. Например, вам не выплатили заработную плату и вам нужна помощь юриста. В первую очередь нужно писать высокочастотные фразы, например «юридическая консультация». Дальше вы дополняете запрос конкретикой, в нашем примере это будет «невыплата заработной платы». В конце вы можете добавить необходимые вам критерии, например «онлайн» или «срочно». В итоге получите что-то типа «юридическая консультация невыплата заработной платы срочно». Считается, что поисковый алгоритм Яндекс даже лучше, чем Google, хотя для вас это не особо важно. Проанализируете первые несколько страниц результатов поиска: Обратите внимание, что первые результаты на странице показываются с пометкой «реклама». Они тоже вам подходят, но вы должны понимать, что за появление их на странице поиска собственник сайта заплатил. Это не означает, что они плохие, однако больше доверия у вас должны вызывать сайты без пометки реклама, поскольку поисковая система относится к ним с доверием. Это складывается из нескольких факторов: возраст сайта, качество статей на сайте, их уникальность, востребованность сайта среди пользователей интернета. Посмотрите на качество сайта: если это одностраничный сайт-визитка, скорее всего собственник не сильно в него вложился. Возможно это говорит и о качестве услуг. Обратите внимание на тексты, особенно если встречаются шаблонные фразы типа «решим проблему любой сложности», «гарантия результата» и прочую рекламную мишуру родом из 90-х. Сайт юриста должен быть современным, понятным, содержать понятное описание услуг, полезные статьи или новости. Хорошо, когда на сайте есть что-то, что отличает его от остальных, какая-то особенность. Если мы говорим о сайте конкретного юриста, а не фирмы, хорошо, когда есть раздел о самом юристе, его ценностях и подходе. Вы должны понимать, с кем имеете дело. Плохо, когда на сайте нет ни одной реальной фотографии юриста/юристов (фото из фотостока не считается). Сложно понять - к кому вы вообще обращаетесь. Еще плохо, когда сайт очень «сухой» - и не отличим от любого другого. Просто описание услуг, пару слов о компании в стиле «мы успешная юридическая компания, которая провела большое количество успешных дел». Как правило, это вообще ни о чем не говорит. Вообще, отнеситесь к поиску достаточно серьезно. Лучше поискать немного больше, залезть на далекие страницы поиска, и найти подходящего вам специалиста, чем нарваться, например, на нечестных юристов.
Кого искать?
В первую очередь - вам должно понравиться описание компании или юриста. Помните - вам предстоит совместная работа, поэтому важно, чтобы вы нашли общий язык. У вас не должно быть чувство отторжения или неприязни на этапе знакомства с сайтом. Во-вторых, посмотрите подходит ли вам специфика юриста. Не все юристы специализируются, многие занимаются практически всеми категориями дел. Но, например, без статуса адвоката юрист не сможет вести уголовные дела. Или если у вас специфический спор, например, по налогам или международному законодательству - лучше найти профильного специалиста. В-третьих, обратите внимание на контент сайта. Если юрист или юр. фирма периодически выпускает полезные статьи - это говорит о том, что люди действительно интересуются своей профессией и хотят принести пользу людям. Многие статьи позволяют вам решить проблему самостоятельно, это еще один плюс в копилку таких юристов. Кроме того, прочитав статью, вы можете немного ближе познакомиться с тем, как специалист ведёт дела. При условии, конечно, что пишет он сам.
Как не нарваться на нечестного юриста?
Я уже писал об этом в статье об обмане юристов и о «бесплатной» юридической консультации. Если подытожить, то стоит опасаться, когда юрист настойчиво приглашает вас именно на очную встречу, если вам гарантируют результат, или если завлекают «бесплатной» консультацией. Вообще, во всех случаях, когда вам предлагают что-то бесплатное, стоит задуматься. Ведь речь идёт о коммерческой фирме, цель которой - получение прибыли. Значит плата точно будет, просто от вас пытаются скрыть - когда и за что.
Как оценить качество работы юриста?
Первое впечатление, конечно, самое важное. Юрист может сразу не ответить на ваш вопрос - это нормально. У всех свой стиль работы, например, мне обычно нужна пауза, чтобы изучить законодательство, практику и принять обдуманное решение. Но я вполне допускаю, что кто-то может сразу выдать решение, особенно если вопрос простой. Как правило, это бывает, когда человек специализируется на определенной категории дел. Но всё же я бы остерегался излишне самоуверенных юристов. Вам должно быть понятно всё, что говорит и делает юрист. Если вам непонятно - значит юрист плохо объясняет. Есть области, где по-простому обьяснить невозможно, например, если речь о науке или сложных областях техники. Но в юриспруденции всё можно упростить до бытового языка, по крайней мере, чтобы человек понял общий смысл происходящего. Я стараюсь рассказывать даже нюансы, чтобы человек понимал, как работает юрист. Потому что в будущем ему возможно придётся решать подобные проблемы самостоятельно, и моя цель, чтобы человек после работы со мной понимал методику работы юриста. Третий момент как раз о методике - алгоритм принятия решений по юридическим вопросам. Конечно, бывают нюансы, но есть некая общая схема, как подходить к решению юридических задач, в этой статье я ее описал. Когда вы знаете этот алгоритм, вы можете понять - насколько действия юриста ему соответствуют. И исходя из этого вам станет понятно, верная ли выбрана тактика.